Краткая история китайская акупунктуры и прижигания.
26 12 2016 admin Пока нет комментариев«Лучше пятьдесят лет Европы, чем цикл Хетао»
Лорд Альфред Теннисон, «Locksley Hall»
Краткая история китайская акупунктуры и прижигания.
Китайская акупунктура и прижигания – важные изобретения китайской нации, относящиеся к клановому общинному периоду первобытного общества, возникшего в Китае около 17000000 лет тому назад. Около 100000 лет тому назад Китай вступил в клановый общинный период, продолжавшийся примерно до 2000 г. до н.э.
В древней литературе упоминалось, что инструменты для акупунктуры были сделаны из камня и назывались «биан камень».
Например, в «Комментариях по осенним и весенним летописям» (550 г. до н.э.) есть параграф, в котором говорится:
«Приятная для слуха похвала, которая оказывает плохую услугу, хуже, чем неприятный для слуха совет, который действует как камень». Фу Квиан во ІІ веке объяснял, что «камень» здесь обозначает биан камень.
В двенадцатой главе книги «Простые вопросы» говорится: «Лечение иглой биан камня возникло на восточном побережье Китая, где обитатели жили рыбной ловлей, а прижигание возникло на севере, где люди кормились животноводством. Поскольку было холодно и ветрено в северных областях, люди должны были согреваться огнем. Живя в лагерях и кормясь молоком, они часто страдали болью в брюшной полости и дискинезией при холоде, которые надо было лечить теплом. Путем длительного накопления опыта были созданы терапия прижиганием и теплым компрессом».
С двадцать пятого века до н.э., когда Китай вступил в рабовладельческий строй, китайская история прошла через Ксиа, Шанг и западные династии Дзоу, Весенний и Осенний периоды. Три тысячи лет назад в династии Шанг иероглифы акупунктуры и прижигания пояявились в надписях на костях и панцирях черепахи. Благодаря развитию методов бронзовой отливки, появились медные медицинские иглы.
Период Воюющих стран (475 г. до н.э. — ….г. до н.э.), династии Квин (221 г. до н.э. – 207 г. до н.э.) и западной династии Хан (206 г. до н.э. – 24 г. н.э.) происходило становление и укрепление феодального строя в Китае. С появлением железных инструментов каменные иглы были заменены металлическими медицинскими иглами. Это расширило область применения акупунктуры, вызывая очень быстрое ее развитие. В то время применялось девять видов металлических игл различной формы и различного назначения, включая иглы для прокалывания, хирургического надреза, а также массажа.
В 1968 году в округе Манченг провинции Хебей была раскопана могила западной династии Хан с захоронением 113 г. до н.э. Там были найдены четыре золотые иглы и пять серебряных. При раскопках могилы Хан в Мавангдуи (провинция Хунан) были обнаружены два шелковых свитка, датируемые ІІІ-м веком до н.э. с описанием меридианов и коллатералей, которые отражали самую раннюю точку зрения на теорию меридианов и коллатералей. Книга «Внутренняя классика Хуангди», дошедшая до наших времен, представляет собой классический труд по теории традиционной китайской медицины, автором которого считается древний император Хуангди.
Во время правления династий, сменяющих одна другую, метод акупунктуры и прижигания усилиями известнейших докторов своего времени: Хуа Туо (время правления вост. династии Хан, 24 – 220 гг н.э.), Дзанг Дзоншинг (вост. династия Хан), Хуагнфу Ми (вост. династия Хан), Ге Хонг (династия Йин и северная и южная династии – 265 – 581 гг. н.з.), семейство врачей Ксу Кси (династия Йин и северная и южная династии), Дзен Кван и Сун Симиао (династия Танг – 618 – 682 гг. н.э.), Янг Шангшан (династия Танг), Ванг Тао (династия Танг), — развивался, сведения систематизировались.
В седьмом веке акупунктура и прижигание уже стали специализированной отраслью медицины, а те, кто специализировался в этой области, назывались акупунктуристами и прижигателями. Во время правления династии Танг Императорское медицинское бюро, ответственное за медицинское образование, было разделено на четыре департамента медицинских специальностей и один департамент фармакологии. Одним из департаментов был департамент акупунктуры. В штате департамента состояли: 1 профессор акупунктуры, 1 ассистент профессора, 10 инструкторов, 20 техников и 20 студентов. Профессор акупунктуры отвечал за обучение студентов меридианам-коллатералям и точкам акупунктуры, диагностике пульса и манипулированию методами иглоукалывания.
В дальнейшем известные врачи-акупунктуристы династий Сонг (960 – 1279 гг.) – Ванг Вейюнк и Кеи Хонг; династий Юан (1206 – 1368 гг.) – Хуа Шоу; династий Минг (1368 – 1644 гг.) – Чен Хуи, Линг Юн и ЯнгЙидзоу развивали и усовершенствовали метод. От основания династии Кинг до Опиумной войны (1644 – 1840 гг.)врачи больше использовали лечение лекарственными травами. Акупунктура и прижигание в этот период практически не развивались.
После Опиумной войны в 1840 г Китай стал полуфеодальным и полуколониальным обществом. Революция 1911 года завершила правление династии Кинг. Колонисты использовали акупунктуру как средство для агрессии. Они заявляли: «Восточная медицина является авангардом христианства, а христианство является предвестником, стимулирующим продажу товаров». С этой целью они осудили и умалили китайскую традиционную медицину и даже опорочили акупунктуру и прижигание, назвав их медицинской пыткой, а иглу для акупунктуры – смертельной иглой.
С 1914 года реакционное правительство Китая непрерывно говорило о запрещении традиционной медицины и приняло ряд мер по ограничению ее развития, что привело к закату китайской традиционной медицины. Из-за большой потребности китайцев в медицинском лечении, акупунктура и прижигание получили свой шанс на распространение в народе. Многие акупунктуристы предпринимали значительные усилия по защите и развитию этого метода. Среди акупунктуристов, защищающих это великое медицинское наследие нации, известны Ченг Дан’ан, Лиу Цюнгхенг, Танг Шиченг.
Закон об официальном запрещении использования методов китайской народной медицины 1929 года вследствие протеста народа так и не был осуществлен.
После провозглашения Китайской Народной Республики опыт народной медицины был поставлен на службу народу. В 1955 г. в Пекине был организован Центральный научно-исследовательский институт китайской медицины, а при нем – Институт Чжень-Цзю. Во многих учреждениях Китая были постепенно организованы факультеты Чжень-Цзю терапии.
Предметом веры, рожденной из знания, является неизменный порядок, проявляющийся в бесконечных изменениях, через бесконечное время в бесконечном пространстве.
Т.Г.Гексли