ПРИМЕНЕНИЕ КРАНИОПУНКТУРНОЙ ЭЛЕКТРОСТИМУЛЯЦИИУ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ РАЗВИТИЯ РЕЧИ.
02 12 2016 admin Пока нет комментариевЧередник А. И., г. Бердянск, частная медицинская практика, ООО «Медифаст».
Формирование речи в онтогенезе совершается под влиянием кинестетических импульсов, проприоцептивной импульсации, особенно в детском возрасте, в период физиологического формирования речевой и моторной областей головного мозга. Возрастная динамика развития характеризуется определенными особенностями: в период с 4-х месяцев до 2,5 лет, когда отмечается низкий темп развития произносимой речи, легкие задержки в развитии могут считаться физиологическими.
В этот период темп развития понимаемой речи значительно выше, чем произносимой. Приоритетное развитие речевых функций (экспрессивной и импрессивной речи) относится к периоду 3-го года жизни(И. А. Скворцов, Н. А.Ермоленко (2003) Развитие нервной системы у детей в норме и патологии.М. «МЕДпресс-информ», с. 92–93). В этом периоде жизни уже можно достоверно выявить нарушения речевого развития, которые в изолированном виде наблюдается редко. Чаще всего нарушения речевого развития, сочетаются с нарушением развития интеллектуальных функций, с нарушением коммуникативных функций, моторики (верхних конечностей, артикуляционного аппарата), с нарушением развития слухового восприятия.
К многочисленным методам, используемым в лечении детей с нарушениями речевого развития, относится и скальптерапия. В ранее проведенной работе (в 2003 г.) нами была отслежена эффективность метода. Также была отмечена болезненность при манипуляции иглами в зонах скальпа и из-за этого формирование негативного отношения к процедуре у некоторых детей.
В предложенном методе краниопунктурнойэлектростимуляции удалось избежать той самой „негативной” стороны скальптерапии.Так же удалось,по сути, совместить два метода:скальптерапию и электоропунктуру. Известно, что с 1950 года в Китае активно применяется раздражение электрическим током игл, расположенных в акупунктурных точках и зонах скальпа. Опубликована методика массивной черепной элекстростимуляции у пациентов с депрессией (D-rJhangJhang-jin, Школа китайской медицины Университета Гонконга – 2012 г.). Отмечена хорошая переносимость и эффективность метода.
Для наблюдения мы взяли 25 детей в возрасте 3-12 лет (20 мальчиков и 5 девочек) с различными речевыми расстройствами:
– с нарушением экспрессивной речи (звукопроизношения, построения фраз, структуры речи, с заиканием) – 6 чел.;
– с нарушением речи у детей с дефицитом внимания и гиперактивности, аутистичным поведением – 5 чел.;
–с органическими поражениями ЦНС (ДЦП, последствия нейроинфекции, эписиндромом, дизартрическим синдромом, моторной алалией) – 14 чел.
Все дети обследованы (ЭЭГ, офтальмоскопия, Rо-графия шейного отдела позвоночника в функциональных пробах, МРТ головного мозга). В течении терапии находились под динамическим наблюдением в соответствии с графиком реабилитации фонда «KroliSmok», Польша (1 раз в 2 месяца в течение полугода).
Для проведения краниопунктурной электростимуляции использовался аппарат KWD-808 (производство Китай) в режиме dense-dispersewave(100 Hz – 0,5 ms, 10±3 циклов в min, амплитуда 40 V±10V). Акупунктурные иглы (длиной 0,25 – 0,3 см) вводились в речевые зоны скальпа (2, 7, 8 зоны схемы Кренлейна) симметрично с двух сторон по 1-2 зоны на одну процедуру.
Речевые зоны скальпа схемы Кренлейна
Также в точки верхних конечностейсимметрично:
Р7 – ле-цюе
Р10 – юй-цзи
Gi 4 – хэ-гу
Gi 5 – ин-си
Gi 6 – пянь-ли
С 5 – тун-ли
C 7 – шень-мень
IG 3 – хоу-си
MC 6 – нэй-гуань
TR4 – ян-чи
TR 5 – вай-гуань
PC 107 – ба-ксе
Электроды подключались к иглам в речевые зоны скальпа и к иглам в точках верхних конечностей. Электростимуляция проводилась в течении 10’-15’ (с учетом индивидуальной чувствительности пациента). Была отмечена хорошая переносимость процедур. Учитывая активность и неусидчивость пациентов, электроды было предложено фиксировать пластырем к коже, что снизило до минимума травмоопасность. Проводилось 10 сеансов. В течении 2-х – 3-х сеансов в акупунктурный рецепт включались также и точки:
лица:
I 24 – чэн-цзян
T 26 – жэнь-чжун
IG 18 – цюань-ляо
Gi 20 – ин-сян
E 3 – цзюй-ляо
E 4 – ди-цан
шейно-воротниковой зоны:
T 15 – я-мень
T 16 – фэн-фу
T 14 – да-чжуй
PC 21 – шан-лянь-цюань
I 23 – лянь-цюань
PC 23 – хун-инь
V 10 – тянь-чжу
VB 20 – фен-чи
VB 12 – тоу-вань-гу
VB 10 – фу-бай
PN 27 – ань-мянь
Сегментарный уровень инервации артикуляционного аппарата.
В курсе реабилитации дети получали также массаж шейно-воротниковой зоны, артикуляционный массаж, занятия с логопедом.
Контрольной группой в данном наблюдении являлись те же дети, которые получали ранее стандартный комплекс реабилитации без внедренной методики краниопунктурной электростимуляции.
По данным наблюдения: отмечено повышение количества произносимых слов, пробуждение желания говорить; увеличение объема движений и более координированной моторики верхних конечностей у всех пациентов в той или иной степени. Отмечено улучшение функции артикуляционного аппарата.
Отмечено улучшение импрессивной речи (понимание инструкций), экспрессивной речи (ритм, темп, наличие эмоциональных интонаций). По сравнению с контрольной группой время возникновения положительного ответа на проводимую терапию сократилось (если ранее пациентов проявляли положительную динамику через 2 недели после окончания курса реабилитации, то при внедрении методики краниопунктурной электростимуляции положительная динамика отмечалась уже во время терапии (с 7-8 сеанса)).
Отличительными особенностями метода краниопунктурной электростимуляции (по сравнению с ранее использованной нами скальптерапией) являются:
· безболезненость;
· постоянство стимулирующего воздействия электрического тока на иглы;
· возможность индивидуального подбора силы воздействия и зоны головного мозга (с учетом ЭЭГ пациента);
В целом, метод краниопунктурный электростимуляции в терапии речевых нарушений у детей имеет значительно больше преимуществ, чем похожая скальптерапия или, к примеру,неинвазивная методика транскраниальноймикрополяризации головного мозга. Эффективность метода также зависит и от широты диапазона предлагаемого акупунктурного рецепта. Необходимо помнить о многоуровневом подходе в реабилитации нервной системы. В случае речевых нарушений речевоспринимающая и речеобразующая функции представлены в следующих уровнях рефлексотерапевтического воздействия:
· центральном (воздействие на центры речи в коре головного мозга);
· периферическом артикуляционном (стимуляция точек в области мимической мускулатуры и мышц дна ротовой полости);
· сегментарном (воздействие на точки шеи (С1, С2 позвонков) и точки затылочно- шейной локализации);
· периферическом уровне функциональнойасинапсии (стимуляция точек верхних конечностей).
Точки и сочетаемость их на каждый сеанс необходимо комбинировать в соответствии с четким представлением о конкретной проблеме у конкретного ребенка. И решать эту проблему нужно, исходя из представления об индивидуальном неврологическом портрете пациента в комплексе со специалистами коррекционно-педагогического профиля.
Литература:
1. И. А. Скворцов, Н. А. Ермоленко (2003) Развитие нервной системы у детей в норме и патологиию.М. «МЕДпресс-информ».
2. Е. Л. Мачерет, И. З. Самосюк, В. П. Лысенюк (1989) Рефлексотерапия в комплексном лечении заболеваний нервной системы, г. Киев «Здоровье».
3. О. С. Евтушенко, Н. В. Яновская, С. П. Дубина и др. (2010) Опыт реабилитации детей с различными органическими заболеваниями нервной системы в Донецком областном детском клиническом центре нейрореабилитации. Международный неврологический журнал 7 (37).
4. Г. Б. Долгих (2006) Рефлексотерапия речевых расстройств у детей с минимальной мозговой дисфункцией, Альтернативная медицина № 1, -С14-1.
5. Б. Р. Яременко, А. Б. Яременко, Т. Б. Горяинова (1999) Минимальная мозговая дисфункция у детей СПБ.
6. А. И. Чередник, Т. А. Теренкова (2003) Опыт применения скальптерапии в комплексном подходе к лечению детей с задержкой речевого развития в условиях специализированного Дома ребенка № 1 г. Днепропетровск, материалы научно-практической конференции г. Киев.