Открыть меню

ПРИМЕНЕНИЕ КРАНИОПУНКТУРНОЙ ЭЛЕКТРОСТИМУЛЯЦИИУ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ РАЗВИТИЯ РЕЧИ.

Чередник А. И., г. Бердянск, частная медицинская практика, ООО «Медифаст».

Формирование речи в онтогенезе совершается под влиянием кинестетических импульсов, проприоцептивной импульсации, особенно в детском возрасте, в период физиологического формирования речевой и моторной областей головного мозга. Возрастная динамика развития характеризуется определенными особенностями: в период с 4-х месяцев до 2,5 лет, когда отмечается низкий темп развития произносимой речи, легкие задержки в развитии могут считаться физиологическими.

В этот период темп развития понимаемой речи значительно выше, чем произносимой. Приоритетное развитие речевых функций (экспрессивной и импрессивной речи) относится к периоду 3-го года жизни(И. А. Скворцов, Н. А.Ермоленко (2003) Развитие нервной системы у детей в норме и патологии.М. «МЕДпресс-информ», с. 92–93).  В этом периоде жизни уже можно достоверно выявить нарушения речевого развития, которые в изолированном виде наблюдается редко. Чаще всего нарушения речевого развития, сочетаются с нарушением развития интеллектуальных функций, с нарушением коммуникативных функций, моторики (верхних конечностей, артикуляционного аппарата), с нарушением развития слухового восприятия.

К многочисленным методам, используемым в лечении детей с нарушениями речевого развития, относится и скальптерапия. В ранее проведенной работе (в 2003 г.) нами была отслежена эффективность метода. Также была отмечена болезненность при манипуляции иглами в зонах скальпа и из-за этого формирование негативного отношения к процедуре у некоторых детей.

В предложенном методе краниопунктурнойэлектростимуляции удалось избежать той самой „негативной” стороны скальптерапии.Так же удалось,по сути, совместить два метода:скальптерапию и электоропунктуру. Известно, что с 1950 года в Китае активно применяется раздражение электрическим током игл, расположенных в акупунктурных точках и зонах скальпа. Опубликована методика массивной черепной элекстростимуляции у пациентов с депрессией (D-rJhangJhang-jin, Школа китайской медицины Университета Гонконга – 2012 г.). Отмечена хорошая переносимость и эффективность метода.

Для наблюдения мы взяли 25 детей в возрасте 3-12 лет (20 мальчиков и 5 девочек) с различными речевыми расстройствами:

– с нарушением экспрессивной речи (звукопроизношения, построения фраз, структуры речи, с заиканием) – 6 чел.;

– с нарушением речи у детей с дефицитом внимания и гиперактивности, аутистичным поведением – 5 чел.;

–с органическими поражениями ЦНС (ДЦП, последствия нейроинфекции, эписиндромом, дизартрическим синдромом, моторной алалией) – 14 чел.

Все дети обследованы (ЭЭГ, офтальмоскопия, Rо-графия шейного отдела позвоночника в функциональных пробах, МРТ головного мозга). В течении терапии находились под динамическим наблюдением в соответствии с графиком реабилитации фонда «KroliSmok», Польша (1 раз в 2 месяца в течение полугода).

Для проведения краниопунктурной электростимуляции использовался аппарат KWD-808 (производство Китай) в режиме dense-dispersewave(100 Hz – 0,5 ms, 10±3 циклов в min, амплитуда 40 V±10V). Акупунктурные иглы (длиной 0,25 – 0,3 см) вводились в речевые зоны скальпа (2, 7, 8 зоны схемы Кренлейна) симметрично с двух сторон по 1-2 зоны на одну процедуру.v1

Речевые зоны скальпа схемы Кренлейна

Также в точки верхних конечностейсимметрично:

Р7 – ле-цюе

Р10 – юй-цзи

Gi 4 – хэ-гу

Gi 5 – ин-си

Gi 6 – пянь-ли

С 5  – тун-ли

C 7 – шень-мень

IG 3 – хоу-си

MC 6 – нэй-гуань

TR4 – ян-чи

TR 5 – вай-гуань

PC 107 – ба-ксе

Электроды подключались к иглам в речевые зоны скальпа и к иглам в точках верхних конечностей. Электростимуляция проводилась в течении 10’-15’ (с учетом индивидуальной чувствительности пациента). Была отмечена хорошая переносимость процедур. Учитывая активность и неусидчивость пациентов, электроды было предложено фиксировать пластырем к коже, что снизило до минимума травмоопасность. Проводилось 10 сеансов. В течении 2-х – 3-х сеансов в акупунктурный рецепт включались также и точки:

лица:

I 24 – чэн-цзян

T 26 – жэнь-чжун

IG 18 – цюань-ляо

Gi 20 – ин-сян

E 3 – цзюй-ляо

E 4 – ди-цан

шейно-воротниковой зоны:

T 15 – я-мень

T 16 – фэн-фу

T 14 – да-чжуй

PC 21 – шан-лянь-цюань

I 23 – лянь-цюань

PC 23 – хун-инь

V 10 – тянь-чжу

VB 20 – фен-чи

VB 12 – тоу-вань-гу

VB 10 – фу-бай

PN 27 – ань-мянь

v2

Сегментарный уровень инервации артикуляционного аппарата.

В курсе реабилитации дети получали также массаж шейно-воротниковой зоны, артикуляционный массаж, занятия с логопедом.

Контрольной группой в данном наблюдении являлись те же дети, которые получали ранее стандартный комплекс реабилитации без внедренной методики краниопунктурной электростимуляции.

По данным наблюдения: отмечено повышение количества произносимых слов, пробуждение желания говорить; увеличение объема движений и более координированной моторики верхних конечностей у всех пациентов в той или иной степени. Отмечено улучшение  функции артикуляционного аппарата.

Отмечено улучшение импрессивной речи (понимание инструкций), экспрессивной речи (ритм, темп, наличие эмоциональных интонаций). По сравнению с контрольной группой время возникновения положительного ответа на проводимую терапию сократилось (если ранее пациентов проявляли положительную динамику через 2 недели после окончания курса реабилитации, то при внедрении методики краниопунктурной электростимуляции положительная динамика отмечалась уже во время терапии (с 7-8 сеанса)).

Отличительными особенностями метода краниопунктурной электростимуляции (по сравнению с ранее использованной нами скальптерапией) являются:

·        безболезненость;

·        постоянство стимулирующего воздействия электрического тока на иглы;

·        возможность индивидуального подбора силы воздействия и зоны головного мозга (с учетом ЭЭГ пациента);

В целом, метод краниопунктурный электростимуляции в терапии речевых нарушений у детей имеет значительно больше преимуществ, чем похожая скальптерапия или, к примеру,Anchorнеинвазивная методика транскраниальноймикрополяризации головного мозга. Эффективность метода также зависит и от широты диапазона предлагаемого акупунктурного рецепта. Необходимо помнить о многоуровневом подходе в реабилитации нервной системы. В случае речевых нарушений речевоспринимающая и речеобразующая функции представлены в следующих уровнях рефлексотерапевтического воздействия:

·        центральном (воздействие на центры речи в коре головного мозга);

·        периферическом артикуляционном (стимуляция точек в области мимической мускулатуры и мышц дна ротовой полости);

·        сегментарном (воздействие на точки шеи (С1, С2 позвонков) и точки затылочно- шейной локализации);

·        периферическом уровне функциональнойасинапсии (стимуляция точек верхних конечностей).

Точки и сочетаемость их на каждый сеанс необходимо комбинировать в соответствии с четким представлением о конкретной проблеме у конкретного ребенка. И решать эту проблему нужно, исходя из представления об индивидуальном неврологическом портрете пациента в комплексе со специалистами коррекционно-педагогического профиля.

Литература:
1.    И. А. Скворцов, Н. А. Ермоленко (2003) Развитие нервной системы у детей в норме и патологиию.М. «МЕДпресс-информ».
2.    Е. Л. Мачерет, И. З. Самосюк, В. П. Лысенюк (1989) Рефлексотерапия в комплексном лечении заболеваний нервной системы, г. Киев «Здоровье».
3.    О. С. Евтушенко, Н. В. Яновская, С. П. Дубина и др. (2010) Опыт реабилитации детей с различными органическими заболеваниями нервной системы в Донецком областном детском клиническом центре нейрореабилитации. Международный неврологический журнал 7 (37).
4.    Г. Б. Долгих (2006) Рефлексотерапия речевых расстройств у детей с минимальной мозговой дисфункцией, Альтернативная медицина № 1, -С14-1.
5.    Б. Р. Яременко, А. Б. Яременко, Т. Б. Горяинова (1999) Минимальная мозговая дисфункция у детей  СПБ.
6.    А. И. Чередник, Т. А. Теренкова (2003) Опыт применения скальптерапии в комплексном подходе к лечению детей с задержкой речевого развития в условиях специализированного Дома ребенка № 1 г. Днепропетровск, материалы научно-практической конференции г. Киев.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2022 Кабинет практической неврологии и рефлексотерапии · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Разработка и хостинг сайтов: CMS-host.net